Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые гости! Мы начинаем наш праздник!
Дорогие, ребята! Совсем недавно вы впервые переступили порог школы, всем раздали первый в жизни учебник — Азбуку.
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник Вас
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер, и водолаз
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс — это первый задорный звонок
Первый класс — это первый серьёзный урок
Первый класса — это первая в жизни оценка
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка
Первый класс — это первая школьная книжка
Учились по этой книге всегда
А книга эта — Азбука
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду
А ещё терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать
Стали бойко мы читать
Очень грамотными стали
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
(звучит музыка — выходит Азбука)
Азбука:
Я — Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про всё:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз.
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ (пауза)
— А вы знаете, почему меня так называют? Слушайте…
Раньше букву А называли Аз, Б — Буки, В — Веди. Так и получилось моё название от двух первых букв алфавита Аз и Буки — Азбука.
Ведущий: Присаживайся, дорогая Азбука. Сегодня ты — самый желанный гость на нашем празднике
Азбука:
Расскажите мне, ребята, чему вы научились, что нового узнали. А я послушаю (присаживается)
Дети поют частушки
1. Мы собрали пап и мам
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
4. Буквы гласные мы любим
И всё больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем —
Эти буквы мы поём!
5. Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных
6. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я люблю вот эту книжку
Одним махом «проглочу»!
7. С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут —
Уважаю с детства труд!
8. Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Закончились странички!
9. Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Все: Спасибо! Спасибо! Спасибо!
Ведущий:
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё — алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки:
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где — то
Б: Бегемот разинул рот.
Булки просит бегемот
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону
Г: Гриб растёт среди дорожки —
Голова на тонкой ножке
Д: Дятел жил в дупле пустом
Дуб долбил как долотом
Е и Ё: Ель на ёжика похожа
Ёж в иголках, ёлка тоже
Ж: Жук упал и встать не может
Ждёт он, кто ему поможет
З: Звёзды видели мы днём
За Рекою, за Кремлём
И:Иней лёг на ветки ели
Иглы за ночь побелели
К: Кот ловил мышей и крыс
Кролик лист капустный сгрыз
Л: Лодки по морю плывут
Люди вёслами гребут
М: Мёд в лесу медведь нашёл
Мало мёду, много пчёл
Н: Носорог бодает рогом
Не шутите с носорогом
О:Ослик был сегодня зол—
Он узнал, что он осёл
П: Панцирь носит черепаха
Прячет голову от страха
Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород
С: Спит спокойно старый слон
Стоя спать умеет он
Т: Таракан живёт за печкой
То—то тёплое местечко
У: Ученик учил уроки—
У него в чернилах щёки
Ф: Флот плывёт к родной земле
Флаг на каждом корабле
Х: Ходит по лесу хорёк—
Хищный маленький зверёк
Ц: Цапля важная, носатая
Целый день стоит, как статуя
Ч: Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас
Ш: Школьник, школьник,—ты силач:
Шар земной несёшь как мяч
Щ: Щёткой чищу я щенка
Щекочу ему бока
Э: Эта кнопка и шнурок
Электрический звонок
Ю: Юнга—будущий матрос
Южных рыбок нам принёс
Я: Ягод нет кислее клюквы
Я на память знаю буквы!
Ведущий:
Спасибо, ребята. Вы молодцы!
— Ребята, а про какие буквы мы с вами не вспомнили? (ъ, ь, ы)
Чтобы они на нас не обижались, давайте расскажем и о них стихи
Ъ: знак я очень твердый, от того и гордый
Буквы в слове разделяю.
Только жаль, меня теряют!
Ь: Я — мягкий знак. Меня найдешь
И в слове «льёшь» и в слове «дождь»!
Ы: Вот топор. Полено рядом
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы —
Все мы знать её должны!
Ведущий:
Да, стихи вы рассказываете хорошо, а сейчас я проверю как хорошо вы изучили буквы алфавита.
— отгадайте буквы по их описанию
1. Вот два столбика наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква……(А)
2. Эта буква так кругла —
Укатиться бы могла…(О)
3. Вы посмотрите:
Кто такой, загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?.. (Б)
4. На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 ….(З)
5. Ты с этой буквою знаком:
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок
Протянутый наискосок…. (И)
Ведущий:
— Я предлагаю продолжить наш разговор о звуках и буквах. Сейчас ребята покажут и расскажут вам, какая история однажды произошла с буквами…
Сценка «Азбука»
Автор:
Всем известно
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что, все дружили.
Только раз все дело встало
Из — за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала, взбунтовалась буква Я!
Буква Я:
— Я, — сказала буква «Я», —
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф:
— Фу—ты, ну—ты! — фыркнул «Эф»,
От обиды покраснев.
Буква С:
— Срам! — Сердито «эс» сказало.
Буква В:
«Вэ» кричит: — Воображала!
Буква П: Проворчала «Пэ»:
— Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Автор: «Я» затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Автор:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором).
— Хорошо! Идем на спор.
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку —
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
— Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто—нибудь
А «Я»!
Автор: Буква «Я» взялась за дело:
Целый час, она пыхтела,
И кряхтела, и потела —
Написать она сумела
Только: «Я — я — я — я — я!»
Автор: Как зальется буква «Ха»:
Буква Х:
— Ха — ха — ха — ха — ха — ха — ха!
Автор:
«О» от смеха покатилось! (автор)
«А» за голову схватилась! (автор)
«Б» схватилась за живот…
Автор:
Буква «Я» сперва крепилась,
А потом как заревет
Буква Я.
— Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».
Буквы хором:
— Что ж, — решил весь алфавит, —
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Азбука:
— Спасибо вам, ребята! Чудесную сказку показали. Автор этой сказки — Борис Заходер. Мы будем встречаться с его произведениями на страницах детских книг. А первая азбука на Руси была напечатана в 1574 году и в этом году ей исполняется 444 года.
Ведущий:
— Спасибо, Азбука, за интересную информацию.
А сейчас я предлагаю немного поиграть, с буквами. На экране вы видите слово «ПЕРВОКЛАССНИК». Какие другие слова можно составить из букв этого слова? Подумайте… а родители могут нам в этом помогать. У кого получится самое длинное слово, Азбука вручит подарок… (блокнот и ручку)
(Класс —5 букв Кассир — 6 букв)
Азбука:
— Молодцы!!! Все молодцы!!!
— А теперь выходите буквы А, Я, О, В, С, Н, К
Задание для родителей:
— Уважаемые родители, попробуйте расставить буквы в таком порядке, чтоб получилось слово (ОВСЯНКА)
Ведущий:
— Молодцы! А сейчас мы с вами посмотрим сценку «Овсянка»
Встретились два друга
— А у меня дома овсянка!
— Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.
— Как я люблю овсянку!
— И я люблю!
— Она желтая, красивая такая!
— И вкусная, особенно с молоком!
— Как это вкусная?
— Да так. А еще хороша с маслом или сахаром
— Да ты про что говоришь?!
— Как это — про что? Про овсянку! А ты про что?
— И я про овсянку!
— Ты про какую овсянку?
— Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
— Каша песни пела?
— Какая каша? Не каша, а птица.
— Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую
— Идём ко мне — мою овсянку слушать!
— Идём! — А потом ко мне — мою овсянку кушать!
И они побежали.
Автор: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? Как можно назвать данное слово, если у него 2 значения? (многозначное)
А с какими ещё многозначными словами вы знакомились на уроках Азбуки? … (коса, ручка, ножка, молния, звезда и т.д.)
Азбука:
— Молодцы, ребята! Мне понравилось ваше выступление и ваши знания. Но пора спешить к другим ребятам, которые не научились читать.
Ведущий:
Подождите, Азбука! А как же ребята? Что же у них не будет книги для чтения?
Азбука:
— А это мой сюрприз. (звучит музыка)
— Я привела к вам старшую сестру — Книгу для чтения1
Литерат. чтение:
— Здравствуйте, ребята. Я — Книга для чтения. Надеюсь мы подружимся. Но и Азбуку не забывайте. Ведь это ваша первая книга, вы по ней научились читать.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка слишком.
А для тебя они — ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».
Ведущий:
И сегодня мы прощаемся с Азбукой, как с добрым, умным другом, который помог нам многое узнать.
Азбука:
Закончена Азбука
Буквы вы знаете
Стихи и рассказы свободно читаете
Добру вас учила русская речь
И вы её будете любить и беречь
Ученик 1:
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
В царство сказок нас ведут
Ученик 2:
Мы теперь читаем сами
Знаем слоги и слова
Скажем азбуке спасибо
Расставаться нам пора
Ученик 3:
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говори тебе мы — до свиданья!
Здравствуй!—новой книге говорим
Азбука:
Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес!
Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости! И в этом, ребята, вам поможет книга. До свидания! (азбука уходит)
Ведущий: Уважаемые гости, дорогие ребята! Наш праздник подошёл к завершению. Я благодарю всех, кто принимал участие. До новых встреч.