Учащиеся получают заранее несколько заданий: нарисовать экологический плакат, подготовить краткое сообщение об одной из экологических проблем, составить экологическую карту района, провести видеосъемку экологически неблагоприятных объектов своего микрорайона.
Таким образом, учащиеся активно включаются в деятельность, заранее определяя сферу своих интересов в рамках экологического воспитания.
Эпиграфы к классному часу:
«Встал поутру, умылся, привел себя в порядок «и сразу приведи в порядок свою планету»
Антуан де Сент-Экзюпери
«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу — значит охранять Родину»
Михаил Пришвин
Вступительное слово классного руководителя:
Ежедневно каждый из вас несколько раз, не отдавая себе отчета, совершает привычное, будничное дело — перешагивает через порог дома, школы, класса... Это становится привычным и не замечаемым действием. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то впервые перешагнули порог школы, перешагнули порог детства, и пройдет совсем немного времени, когда вы перешагнете порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, на котором надо будет сделать самый главный свой жизненный выбор — выбор профессии.
Все участники разговора берутся за руки, делая, таким образом, круг замкнутым, и высказывают свое мнение о символике этого круга.
Круг — это символ солнца, а значит — тепла, света, жизни.
Круг — это символ единства, сплоченности, взаимовыручки.
Круг — это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды.
Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за «круглым столом».
Круг — это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания.
Горожанину сегодня не надо идти за водой — она подается прямо в краны: человек не ищет тепла, когда замерз, — помещение отапливается централизованно; в поисках прохлады ему не нужна тень от деревьев — он включает вентилятор или кондиционер; за продуктами и за одеждой он идет в магазин, а средства передвижения — автомобиль, поезд и самолет.
А разве может машина обойтись без нефти и кислорода, ведь именно их сжигают двигатели, а это продукты природы? Чтобы сделать эти машины, нужны руда, уголь. вода — продукты природы. Причем для удовлетворения своих потребностей человеку сегодня надо все больше природных ресурсов. Если до появления машин человеку хватало для приготовления пищи и обогрева нескольких возов дров в год, то сейчас на каждого жителя в год приходится в пересчете на дрова несколько вагонов. Значит, потребности все возрастают, а ресурсы все уменьшаются!
Много лет стремясь покорить природу, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Какие проблемы встали перед человеком, грозя ему гибелью и требуя немедленного решения?
Участники дискуссии характеризуют важнейшие экологические проблемы современности и иллюстрируют их с помощью подготовленных к классному часу плакатов и рисунков.
Много лет стремясь покорить природу и господствовать над ней, человек неожиданно для себя оказался на грани экологической катастрофы. Одна из таких проблем — «парниковый эффект». Это постепенное потепление климата на нашей планете в результате увеличения концентрации в атмосфере антропогенных веществ.
Результатом резкого увеличения загрязнения атмосферы в последние десятилетия явилась еще одна экологическая проблема — кислотные дожди. Причиной их выпадения является попадание в воздух отходов сгорания любого топлива. Кислотные дожди отрицательно воздействуют на леса, водоемы, почву, животный мир, отражаются на здоровье людей, они губят и исторические памятники.
Взгляд участников разговора обращается на плакаты, помещенные на доске по обе стороны: «Почему вы, дети, нарисовали свои плакаты цветными, а взрослые в основном черно—белыми красками?»
Восприятие детей непосредственно: они видят все в цвете, в цвете и передают, а у взрослых здесь, скорее всего, снова сказывается любовь к символам.
Взрослые виноваты в том, что Земля сегодня в таком ужасном состоянии, а осознание вины черного цвета
Краски взрослых траурны, наверное, они не видят выхода из создавшегося положения, а мы, дети, живем надеждой, а надежда не может быть в мрачных тонах — она цветная, яркая. Мы верим, что мы справимся, что мы вернем Земле радостную улыбку. Еще не поздно, ведь самое главное уже сделано — люди вовремя осознали, что оставаться равнодушными и бездушными, но отношению к природе нельзя.
Термин «экология» предложен в 1866 году немецким ученым Э. Геккелем (от греч. «ойкос» — дом). Жилище и «логос» — учение). Однако развитие эта наука получила в XX веке.
Экология — это науки о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.
Только в XIX и XX веках люди, правительства, государства стали задумываться о том. Что природу надо охранять, или и раньше были предпринимаемы какие-либо действия, а может быть, и законы?
Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт, принятый в Англии в 1273 году и запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертная казнь.
Образцом умелого государственного подхода к природе могут считаться многие указы Петра Великого. Направленные на охрану и рациональное использование, а также восстановление лесов, особенно расположенных по берегам рек. 'Запрещение хищнических способов ловли рыбы. 'Запрещение отстрела лосей в Санкт-Петербургской губернии. Очень серьезные наказания, вплоть до физической расправы, ожидали тех, кто загрязнял воду Невы и се притоки каким—либо мусором.
Но особенно остро встали проблемы нерационального использования природных богатств, расточительности, беспощадности человека по отношению к своей планете после второй мировой войны. Мир потерял почти 1/5 верхнего плодородного слоя земли, уничтожена 1/5 площади влажных тропических лесов. Содержание углекислого газа увеличилось на 13 %. в начале 90-х годов в атмосферу ежегодно выбрасывалось 6 млрд. тонн углерода, но многих странах сегодня вынуждены опреснять морскую воду, чтобы обеспечить население питьевой водой пресной воды не хватает. А человек продолжает быть расточительным. Кто знает, сколько литров воды потребляет москвич в сутки?
В России в среднем на одного жителя расходуется около 400 литров питьевой воды в сутки, а в Москве эта цифра достигает 600 литров!
Перечислим те науки, с которыми теснейшим образом связана экология; физика, химия, геология, география, математика, а также юриспруденция, экономика. Заметим, что у слов «экология» и «экономика» общий корень, только в экологии «дом» — это вся биосфера, а в экономике «дом» в более узком, конкретном смысле — личное хозяйство, а потому такие близкие, но происхождению слова стали такими враждебными на деле: в погоне за прибылью экономика безжалостно использует природу. Недавно появилась и новая паука — экономика природопользования, педагогика (в школах введен новый предмет — экология, в большинстве вузов, связанных с народным хозяйством.
Как видите, какую бы вы в дальнейшем ни выбрали профессию, каким бы делом ни стали заниматься, вам уже никуда не уйти от экологии, от знаний об окружающей среде и ее защите.
Экологические знания, понимание того, что проблемы экологии касаются каждого, забота о состоянии окружающей среды, деятельное участие каждого человека в ее охране, бережное обращение со всеми природными ресурсами, используемыми в быту, на работе, во время отдыха, — вот то, что необходимо нести каждому из нас. И вам, молодому поколению, нести эти знания и на деле проявить себя хранителями Земли.
Цель нашего классного часа можно считать достигнутой: ведь главное для нас было понять, что все в этом мире, таком, как оказывается, хрупком, зависит от нас самих, от людей, живущих на этой планете — планете Земля.
Космонавты, побывавшие на орбите, удивлялись, каким маленьким, беззащитным в бездонной Галактике выглядит этот крохотный шарик, нежно именуемый Землей. Так бы и взял его в руки, приласкал, покачал, защитил от множества напастей, прикрыл от несчастий, напев ласковую материнскую песню, любовно, бережно сохранил, пронес через века и тысячелетия. Тогда она ответит тебе взаимной любовью, светом и теплом, радостью и откровением, подарит ни с чем несравнимое счастье бытия в согласии с собственным сердцем и совестью.
Список литературы