Организация профориентационной работы в начальной школе
Одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с реализацией ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии. Ранняя профориентационная работа должна проводиться уже в начальной школе, т. к. именно на этой ступени образования у учащихся закладываются основы выбора будущей профессии. Знакомство младших школьников с многообразием профессий позволит сделать им правильный и осознанный выбор в будущем.
Проводимая в начальной школе профориентационная работа является основой, на которой, возможно, будет строиться вся последующая работа по профессиональному определению в средней школе.
Основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.
В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы:
1) организация профориентационной работы на уроках;
Для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира.
Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач.
Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т. д.).
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендуем, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель.
2) организация профориентационной работы во внеурочное время.
— экскурсии;
— тематические классные часы;
— беседы с детьми;
— проекты;
— конкурсы;
— игры;
— внеклассные занятия.
На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывают ролевые сценки, участвуют в конкурсах и проектах. Активное участие принимают родители, которые рассказывают о своих профессиях. Организация экскурсий, встречи с людьми разных профессий способствуют решению задач профориентационной работы в начальной школе.
В профориентационные мероприятия необходимо включать ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.
Все выше перечисленные формы работы по профориентации дают педагогу возможность заинтересовать учащихся знакомится с большим количеством профессий. Чем с большим количеством профессий будет знаком ребёнок, чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе профессионального выбора.
«Азбука профессий»
По моему мнению учителю необходимо постоянно учиться. И лучшим способом является взаимообмен профессиональным опытом, совершенствование своей преподавательской деятельности. Оптимальной формой на сегодняшний день как раз и является мастер-класс.
Что такое мастер-класс? – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с Вами тем, как я строю свою работу по ранней профориентации у детей, используя различные ресурсы. (формы, методы, технологии, икт)
Давайте на минуту с вами закроем глаза и вспомним, что еще лет двадцать назад было довольно престижно и прибыльно работать инженерами, военными, учеными, однако время вносит свои коррективы. За последние годы ситуация кардинально изменилась. На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. И перед любым педагогом встает вопрос: «А как же рассказать детям об этих профессиях?»…. Конечно по средствам игры.
Уважаемые коллеги у вас три разноцветных стикера: красный, желтый и синий.
На экране будут появляться название профессий. Если вы согласны с утверждением на красном фоне, то поднимаете красный стикер, если на желтом, то желтый, если на синем, то синий. Все готовы? …...Тогда начнем. Внимание на экран.
КИНОЛОГ — специалист, который разводит, содержит и дрессирует собак.
Специалист, который коллекционирует различные киноленты.
человек, который занимается врачебной деятельностью
БЛОГЕР — это человек, который ведет в интернете свой блог.
Человек который занимается строительной деятельностью, строит из блоков.
Специалист, который группирует данные по блокам.
ВЕБ-ДИЗАЙНЕР — человек, специализирующийся на создании визуальной заполненности сайта.
Специалист, который занимается разработкой уличного ландшафта.
Человек, который делает декоративные украшения.
ИМИДЖМЕЙКЕР специалист — помогает создать образ преуспевающего человека. Имиджмейкер — специалист по профессиональному сопровождению карьеры, созданию имиджа личности или фирмы;
осуществляет имидж-сопровождение в рекламных и предвыборных кампаниях, участвует в повышении корпоративной культуры организации.
КОУЧЕР — специалист, раскрывающий потенциал личности сотрудников компании (обычно топ-менеджеры).
— человек который управляет лошадиной упряжкой
— консультант в банковской системе.
Вашему вниманию была представлена одна из форм работы.
Также мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на методе проектов как одном из наиболее эффективных методов в практике работы по профориентации.
В процессе реализации проекта, учащиеся более детально знакомятся с той или иной профессией. Могут увлеченно рассказать о своем исследовании одноклассникам и заинтересовать их данной профессией. В первом полугодии мы с ребятами начали работу по проекту «Профессия глазами ребёнка». Работа продолжается… и сейчас я хотела бы вам представить один из роликов. Внимание на экран.
Подвести итог мастер класса мне бы хотелось словами Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».
Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии.
Я надеюсь, что данный мастер класс станет отправной точкой в вашей работе с детьми по ранней профориентации. Желаю вам творческих успехов.